Свято никольский храм


Церковь Святого Николая — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Це́рковь Свято́го (Святи́теля) Никола́я; Нико́льская це́рковь; Свято-Николаевский храм — название христианских храмов обычно в честь Николая Чудотворца:

Белгородская область[править | править код]

Владимирская область[править | править код]

Вологдская область[править | править код]

Волгоградская область[править | править код]

Москва и Московская область[править | править код]

  • Существующие:
    • на Берсеневке
    • в Бирюлёве
    • на Болвановке
    • в Дербеневе
    • в Ермолине
    • в Звонарях
    • в Зеленограде
    • в Измайлове
    • в Котельниках
    • в Кузнецах
    • у Тверской заставы (старообрядческая)
    • на Трёх Горах
    • в Пыжах
    • в Центре имени Пирогова
    • в Хамовниках
    • в Покровском
    • в Подкопаях
    • Храм Николая Чудотворца в Троекурове
    • в Новой слободе
    • на Преображенском кладбище
    • Святителя Николая храм в Сабурове — Каширское ш., 59, к.4
    • Храм Николая Чудотворца в Клённиках — ул. Маросейка, 5
    • Святителя Николая храм в Заяицком — 2-й Раушский пер., 4, к.1
    • Святителя Николая храм в Голутвине — 1-й Голутвинский пер., 14
    • Святителя Николая храм на Щепах — 1-й Смоленский пер., 20
    • Святителя Николая храм в Студенцах (Единоверческий) — ул. Таганская, 22а
    • Святителя Николая храм в Толмачах — Малый Толмачёвский пер., 9
    • Святителя Николая Чудотворца храм в Бирюлёве — Булатниковский пр., 8а
    • Святителя Николая бывшего Николо-Перервинского монастыря храм — ул. Шоссейная, 22
    • Храм святителя Николая Мирликийского в Отрадном — ул. Хачатуряна, 6, корп. 2
  • с. Каменское, Наро-Фоминский район Московской области — Никольская церковь.
  • с. Лямцино Домодедовского района Московской области — храм Святителя Николая Чудотворца[1].
  • д. Малинники, Сергиево-Посадский район Московской области — храм Николая Чудотворца[2].
  • г. Можайск — Никольский собор.
  • с. Мансурово, Истринский район Московской области — Никольская церковь.
  • г. Наро-Фоминск, Московская область — Никольский собор.
  • д. Новоселки Наро-Фоминского района Московской области — церковь Николая Чудотворца на Холмах.
  • с. Семёновское, Ступинский район Московской области — Никольская церковь.
  • д. Стрелково, городской округ Подольск Московской области — церковь Николая Чудотворца.
  • с. Царёво, Московской области, Пушкинского района Церковь святого Николая Чудотвораца (Никольская церковь) 1812г.
  • Уничтоженные:

Нижегородская область[править | править код]

Орловская область[править | править код]

Псков[править | править код]

Ростовская область[править | править код]

Санкт-Петербург и область[править | править код]

Свердловская область[править | править код]

Ставропольский край[править | править код]

Татарстан[править | править код]

Тульская область[править | править код]

Ярославль[править | править код]

В Ярославле, как крупнейшем купеческом городе XVII века сохранилось 7 храмов в честь святителя Николая допетровского времени:

Другие населённые пункты[править | править код]

Храм Николая Чудотворца (Воронеж) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2016; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2016; проверки требуют 16 правок.

Храм Николая Чудотворца — православный храм в Воронеже.

История строительства[править | править код]

Храм Николая Чудотворца был построен в период между 1712 и 1720 годами, и, в отличие от множества других храмов Воронежа, практически всё время использовался по своему прямому назначению. История Никольского храма восходит к началу XVII века, когда здесь, в Напрасной слободе, был поставлен деревянный храм в честь св. Димитрия Углицкого. В Писцовой книге 1615 года он значился так:

Да за острогом же в Напрасной слободе церковь поставлена нова во имя царевича Дмитрия Углетцкого, а другой престол преподобного отца Михаила Малеина, древяна клецки, а строенье та церковь попа Матвея Афанасьева, а строил государевым деньгам, под ту церковь по государево грамоте церковные земли во все стороны по 50 сажень; а на той земле во дворе поп Матвей Афанасьев, дьячок Савка Филипов, пономарь Петрушка Кондратьев; да на той же земле дворишки бобыльские.

В Димитриевской церкви находился почитаемый чудотворный образ Николая Чудотворца. Написан он был не позднее середины XVII века; о нём сообщалось в надписи на древнем напрестольном кресте:

Лета 7160 (1652) построен сей крест на Воронеже городе к церкви Благоверного Царевича Димитрия, что стоит образ чудотворца Николы.

Эти реликвии стали единственными из сохранившихся после пожара в 1703 году, были перенесены в современную Никольскую церковь и сохранялись там ещё в начале XX века. В 1712 году на пожертвования горожан церковь была отстроена в камне и в 1720 году освящена в честь Святителя Николая.[1] По своей композиции она чрезвычайно близка к построенной в те же годы церкви Иоанна Воина в Москве.

Пожар 1748 года вновь повредил Никольский храм: сгорела кровля купола и трапезной, в интерьере огонь истребил иконы, ризницу и святые престолы. Прихожане сразу же взялись за восстановление храма, и уже в сентябре 1749 года епископ Феофилакт (Губанов) освятил придельный алтарь во имя великомученика Димитрия Солунского в трапезной. В 1768 году вокруг храма была устроена каменная ограда. В 1788 году в главном храме был обновлён иконостас и расписаны стены, в 1816-1819 годах подобные работы были проведены в Димитриевском приделе. В XVII и XVIII веках храм был одним из самых богатых в городе. В 1830 году купец Алексей Самуилович Мещеряков устроил в храме придел в честь своего митрополита Алексия, освящённый 27 сентября 1831 года. В 1831 году, во время эпидемии холеры, прославилась особо чтимая Толгской иконы Божией Матери, икону носили по улицам и домам горожан. В 1836 году на деньги купцов Лялиных в храме в честь этой иконы был сооружён правый придел. Придел разместили на месте Димитриевского, который был отнесен влево, для чего пробили капитальную стену. В 1839 году те же купцы Ляпины пожертвовали средства на очередное обновление главного иконостаса; в 1864 году была переписана настенная живопись. Последний перед революцией ремонт был проведён в 1900 году: обрели новый вид иконостасы и фрески, во всём храме появилось водяное отопление.

Советское время[править | править код]

В 1920-х годах Никольский храм становится оплотом обновленцев. В 1930-х годах ряд священников храма был репрессирован. В 1940 году храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны были разрушены два яруса колокольни, сгорела кровля трапезной и покрытие купола. Война заставила власти пересмотреть своё отношение к Русской православной церкви. 5 февраля 1942 года храм вернули церкви. В 1943-1949 годах Свято-Никольский храм - единственный действующий в городе, становится кафедральным собором. В период оккупации правого берега Воронежа, с июля 1942 по январь 1943 года, храм не действовал. Первый послевоенный архиепископ Воронежский и Острогожский Иона (1866-1945) покоится сейчас за алтарём храма. К концу 1940-х годов в Воронеже открылись Казанский и Покровский собор, к последнему перешёл статус собора.

Восстановление и реставрация[править | править код]

В 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси, храм был заново расписан внутри, но сохранились и иконы XIX века. В 1996 году художником К.Д. Ясиновским была исполнена мозаичная надвратная икона, а в 2005 году на колокольне появилась мозаичная икона св. Николая Воронежского художника Чурюмова. В июне 2001 года, по благословению Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого, храм был освящен в честь Толгской иконы Божией Матери и состоялось первое богослужение.[2][3]

В 2016 года началась масштабная реконструкция храма: был отреставрирован алтарь, проведена система отопления, подключена вода, перекрыты полы, проведена сигнализация и видеонаблюдение, укреплена подпорка стены, обновляются орнаменты. Капитальные работы планируется завершить к 300-летию храма (2020 год).

Работы ведутся при финансовой поддержке бизнесмена Петра Вьюнова, а также прихожан церкви.[4]

Настоящее время[править | править код]

Каждый день в храме проводятся богослужения. Сейчас при нём работает воскресная школа, действует клуб Православные богатыри.

В Свято-Никольском храме находятся следующие святыни:[5]

Новости. Главная страница. Официальный сайт Никольского храма г. Воронежа

С праздником, братья и сестры!

Тропарь,
глас 4:

Засту́пнице усе́рдная,
Ма́ти Го́спода Вы́шняго,
за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,
и всем твори́ши спасти́ся,
в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим.
Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,
и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,
предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю
и сокруше́нным се́рдцем,
пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,
и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,
избавле́ния всех зол,
всем поле́зная да́руй,
и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:
Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.

Кондак,
глас 8:

Притеце́м, лю́дие, к ти́хому сему́ и до́брому приста́нищу,
ско́рой Помо́щнице, гото́вому и те́плому спасе́нию, покро́ву Де́вы,
ускори́м на моли́тву и потщи́мся на покая́ние:
источа́ет бо нам неоску́дныя ми́лости Пречи́стая Богоро́дица,
предваря́ет на по́мощь, и избавля́ет от вели́ких бед и зол
благонра́вныя и богобоя́щияся рабы́ Своя́.

Молитва

О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,
Пресвята́я Де́во,
и чтим о́браз Твой святы́й,
от него́же истека́ет благода́тная по́мощь
всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.

Храм Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских чудотворца, станица Николаевская

Заселение Донской земли происходило в сложных условиях. Новым поселенцам приходилось вести борьбу со стихиями и одновременно отстаивать свое право на землю в непрерывной борьбе с кочевниками.

Первые казачьи поселения-городки возникли на территории Донской земли по основным водным магистралям. К середине 17 века казачьи городки были объединены в единое войско Донское. К началу 18 века казачьи городки стали именоваться станицами, располагались они на всей основной территории Донской земли и представляли собой прочные опорные пункты в борьбе с кочевниками.

Правительство Российской Империи признавало за переселенцами – казаками фактически занятые земли.

Михалёв городок, а затем Нижне- и Верхне–Михалевские казачьи городки, возникли на р.Дон рядом с тем местом, где сейчас находится станица Николаевская.

Первое упоминание о Михалеве городке относилось к 1672 г.

В 1696 г. были известны уже Нижне- и Верхне-Михалевские городки.

В 1748 г. в ст.Нижне-Михалевской начала действовать Архангельская церковь.

В 1781 г. она сгорела от пожара. В 1783 г. вместо сгоревшей была построена новая однопрестольная деревянная Архангельская церковь с колокольней.

По данным 1775 года в ст.Верхне-Михалевской уже действовала Николаевская однопрестольная деревянная церковь с колокольней. Ежегодно с разливом Дона обе станицы подтапливались. Особенно страдала Нижне-Михалев городок. В связи этим в начале 1836 года казаки ст. Нижне-Михалевской 1 Донского округа обратились в Войсковое правление с просьбой о переселении станицы на новое место.

27 июня 1836 года Войсковое правление вынесло решение об удовлетворении просьбы казаков о переселении ст.Нижне-Михалевской выше по р.Дон к ст.Верхне-Михалевской.

25 июня 1838 года в Верхне-Михалевской было открыто Николаевское одноклассное приходское училище. Названо оно было в честь Государя императора Николая Павловича. Училище содержалось за счет войска Донского.

В училище имелся один класс. Учителем был назначен Г.Кумов.

По решению Правления станицы должны были объединиться в одну под названием — Николаевская.

Такое название новая станица получала от Никольской церкви,  находящейся на территории ст. Верхне-Михалевской.

В 1842 году по распоряжению Епархиального начальства в связи с переездом станицы, прихожане, ризница и утварь Архангельской церкви ст. Нижне-Михалевской были приписаны к Никольской церкви ст. Верхне-Михалевской. Архангельская церковь разобрана и использована в строительстве нового более просторного Никольского храма. Уже на территории ст.Николаевской. Станица росла и умножалась молитвами небесного покровителя Николы Чудотворца. В 1846 году Николаевское приходское мужское одноклассное училище закончили 9 учеников. Принято 17 учеников. Всего обучалось 45 учеников.

28 сентября 1898 года при приходе Николаевской церкви в станицы была открыта школа грамоты.

Советская власть приложила много усилий, дабы предать забвению душеспасительные дела церкви, тесно связывающие станичников с верой Христовой. В период гонений был разрушен и храм. Материалов по нему найти не удалось, я надеюсь, это дело времени.

Не погибла вера в людях и в 1996 году Свято-Никольский приход с благословения Архиепископа Ростовского и Новочеркасского официально начал действовать. Силами станичников была восстановлена почти вся утварь, прихожане шили своими силами облачения.

Обнищавшие духовно станичники делали первые шаги по воссозданию духовных начал в станице. И к 2004 году, усилиями прихожан, за всю историю станицы николаевцы имеют не деревянный, а каменный храм, также именуемый, как назвали его казаки в 18 веке.

Конечно работы еще много, но некоторые результаты работы уже видны, так как Святитель Николай явно прикладывает к этому делу свое небесное святительское благословение.

В 2005 году были написаны и пожертвованы в храм:

икона Богородицы Иверская – семьей Маргушина А.М.,

икона Богородицы Неупиваемая Чаша – семьей Калинина А.И.

В 2006 году меценатами были написаны  и пожертвованы в храм  :

икона святых Гурия, Самона и Авива — Епиховым А.С. с семьей,

икона святителя Николая Чудотворца — семьями:        Чернышевы, Медведевы, Дьяконовы, Кореневы, Дьячкины, Пятиковы, Пирог, Ермаковы, Леоновы, Карасёвы, Борисовы, Калинины, Костромины,

икона святого великомученика Пантелеимона Целителя — работниками Николаевской амбулатории: Ващенко, Мельник, Голяновыми-Зеляпукиными, Ивановыми.

икона Троицы — Кожановым Владимиром с семьей,

икона Богородицы «Спорительница хлебов» — семьей В.В. Кожанова,

икона просветителей славян Кирилла и Мефодия — педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом общеобразовательной школы ст.Николаевской,

икона святого праведного старца Павла Таганрогского — .Эта икона была пожертвована в храм прихожанином, который пожелал остаться неизвестным — по слову Спасителя «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» ( Мф. 6:3-4)

В 2000 году здание, которое передали для реконструкции Свято-Никольскому приходу, имело такой вид.

В начале 2007 года, милостью Божьей и усилиями станичников, были изготовлены и установлены на станичный храм голубой купол с золочеными звёздами, золоченые главка и крест.

Торжественный молебен освящения купола и креста возглавил благочинный Семикаракорского благочиния протоиерей Александр Овчинников ему  сослужил настоятель Свято-Никольского прихода иерей Роман Белоусов. Также с духовенством молились благоукрасители Алексей Михайлович Маргушин, Александр Иванович Калинин, Александр Губачёв, Надежда Ивановна Тарасова и другие благочестивые жители, и гости станицы.

Семьей Михаила Маргушина была написана и пожертвована в храм икона Георгия Победоносца, был изготовлен напольный киот для запрестольного образа, изготовлением киота занимался Михневич Евгений ,

Иванков Александр Сергеевич вместе со своей семьей написали и пожертвовали икону-запрестольный образ Спас в Силах .

С воссозданием храма святитель Николай, небесный покровитель нашей станицы, благословлял станичников и благоукрасительством станицы: был произведен ремонт школы , ремонт главной станичной дороги, в станице началась работа по газификации.

«День станицы», после революции установили праздновать в Успенском посту, в 2007 года, усилиями настоятеля священника Белоусова Романа и прихожан Свято-Никольского храма, праздник был перенесен и назначен на первое воскресенье сентября.

Строительство продолжалось и вот уже изготовлена паперть из бутового камня. Усилиями станичников изготовлен козырек для надвратной иконы Святителя Николая. Новоизбранный станичный атаман Блинов Вячеслав Иванович вместе со старейшиной Ивахненко Анатолием Григорьевичем установили над входом в храм икону Святителя Николая, над иконой козырек, под иконой фонарь.

В 2008 году с благословения настоятеля Свято-Никольского храма иерея Романа Белоусова и усилиями казаков были изготовлены и установлены Поклонные кресты и установлены на въезде в станицу.

Приказом Атамана войскового казачьего общества Всевеликое Войско Донское В.П. Водолацким настоятель Свято-Никольского храма иерей Белоусов Роман был награжден медалью «За возрождение Донского казачества». В 2009 году Донскую землю с Архипастырским визитом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Жители станицы Николаевской, прихожане Свято-Никольского храма с благословения настоятеля священника Белоусова Романа организовали паломническую поездку в город Новочеркасск на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, дабы получить первосвятительское благословение.

К концу 2013 года усилиями прихожан был установлен второй купол, восстановлена храмовая ограда с западной стороны.  Был избран атаман Николаевского казачьего общества Варламов Александр Семенович.

Подготовил иерей Роман Белоусов.

 

Никольская церковь г.Барнаула | Свято-Никольский храм в городе Барнауле

18.12.2019

В канун дня памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, 18 декабря, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий совершил всенощное бдение в Никольском храме Барнаула.

Читать далее

Божественная литургия в день празднования перенесения мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар, 22 мая, была совершена в Никольском храме Барнаула. Праздничное богослужение возглавил благочинный Барнаульского округа, ключарь храма иерей Олег Голубитских.

Читать далее

7 января православные христиане празднуют Рождество Христово.

В Никольском храме Барнаула в 12 часов ночи с 6 на 7 января начнется праздничная Божественная Литургия.

7 января в 9:45 будет совершаться утренняя Божественная Литургия.

Всех с праздником Рождества Христова!

Читать далее

19 декабря казаки приняли присягу в Никольском храме Барнаула, который по праву считается полковой церковью.

Читать далее

В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, 19 декабря, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий возглавил Божественную литургию в Никольском храме Барнаула.

Читать далее

Божественную литургию в Никольском храме Барнаула совершил 21 октября митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий.

Читать далее

Свято-Никольский храм станицы Бесленеевской

 

История Свято-Никольского храма станицы Бесленеевской

Станица Бесленеевская была основана 22 августа 1861 года. И самым первым общественным зданием была построена церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Изначально, как и полагается, церковь имела крестообразную форму. Построена казаками из местного леса, который в изобилии поступал со всех сторон: густой, рослый с могучими стволами, делая местоположение станицы и новой церкви при ней довольно живописным. Церковь была обнесена деревянной оградою, с большими воротами на Запад. Пётр Степанович Близнюков, учитель Николино-Балковского училища, Ставропольской дирекции, собирая материалы для описания местностей и племен Кавказа в 1887 году побывал в станице Бесленеевской и вот что он написал: «В центре станицы стоит Свято-Никольский храм. При нём построена высокая красивая колокольня. Вся площадка за деревянной оградою засажена фруктовыми и простыми деревьями. Из чувства религиозности многие прихожане жертвуют для церкви иконы, ковры. Лучшие пожертвования делают казаки; они, служа где-нибудь в далёкой стороне, возвратившись на родину, всегда дарят в храм дорогие иконы и другие церковные украшения».

По словам информаторов на колокольне было установлено 5 настоящих бронзовых колоколов. Люди с гордостью говорили, что звон колоколов Бесленееевской церкви слышен был в соседних станицах. В 1910 году начали строить новую ограду из железа по тем временам красивую и прочную. Ворота остались с западной стороны, стали красивее и шире. Слева и справа, т.е. со стороны обоих приделов – красивые металлические калитки с овальным верхом и зонтиками. Улицы от церкви расходились лучами в разные стороны, чтобы людям было удобно собираться на службу и возвращаться домой. Недалеко от ворот была построена сторожка, за пределами церкви был построен дом для священника. Около церкви была церковно-приходская школа, которая в 1912 году была перемещена в другое помещение на холодном мосту и стала светской.

Внутренний вид храма был так же красив. Стены были расписаны чудесными сине-голубым цветом с изображением святых, на куполообразном потолке был изображён Бог – Савооф. С потолка, на середине церкви, на цепи спускался большой подсвечник на тридцать больших свечей. Внизу к нему был прикреплён позолоченный шар.

До революции в церкви всегда было очень много народу. Люди приходили в церковь нарядно одетыми. Существовали установления, где кому стоять в храме. Казаки, урядники, парубки в черкесках по всей форме стояли в храме справа. С левой стороны стояли женщины, впереди стояли дети.

В каждую субботу вечером, в воскресенье утром и вечером, а так же в каждый религиозный праздник в церкви зажигали все висящие под иконами лампадки, и горели они, пока не заканчивалось богослужение в храме.

Одним из первых священников (а может и самым первым) в Бесленеевском храме был Кудрявцев Николай Николаевич, полковник в отставке. По сведениям он пользовался большим авторитетом и уважением. Всех иногородних приписывали к священнику, а затем выдавали им земельные наделы.

В своих материалах П.С.Близнюков подчеркивал, что в религиозном отношении бесленеевцы проявляли великое усердие и всё же к религиозным понятиям примешивали суеверия и остатки язычества, которые, к сожалению, передаваясь из поколения в поколение, сохранились и до наших дней. Таковы чуть ли не всеобщая вера «в порчу», «в сглаз». Постепенно при приходе складывались определённые традиции, проведение праздников сопровождалось своеобразными обрядами. Особо почитаемы были праздники Рождества Христова, Крещения, Троицы и другие. Большое значение бесленеевцы придавали Великому Посту. Весь период Великого поста характеризовался рядом запретов, прежде всего на пищу. Один из информаторов говорил, что в первую неделю поста наиболее религиозные люди даже печи не топили, ели всё холодным. Символика великого Поста, как времени отказа от всех житейских радостей, диктовала так же и определённые нормы поведения. Так во время Поста запрещалось собираться компаниями, устраивать застолье, играть в азартные игры, петь песни. Вечером было принято читать Псалтирь. В первый день Пасхи, после церковного богослужения, ходили на кладбище. В станице устраивали качели. Жители щедро одаривали в этот день нищих.

На Троицу в церкви и в домах полы густо украшали зеленью. Было много цветов. Во время церковной службы девушки стояли в венках. Один из информаторов упоминает о том, что в воротах, в дверях, у порога необходимо было ставить ветки трёх различных деревьев: осины, клёна и ясеня.

Другие праздники в основном не сопровождались особыми обрядами.

Кроме общих годовых церковных праздников существовали ещё праздники местные, семейные. Особое значение имеет престольный день (день освящения местной церкви), который отмечается в Бесленеевской 22 мая по н.с. П.С.Близнюков отмечает, что в этот день устраивались коллективная трапеза, скачки, игры. На этот праздник приезжало много гостей из других станиц.

В Бесленеевской и до сих пор соблюдаются многие праздники и обряды, но, к сожалению, большинство жителей не имеют никакого понятия о значении того или иного праздника и отмечают его только потому, что этот день отмечали их предки. В этом забвении виноваты не только сами жители, но и прежде всего, те огромные перемены, которые происходили в государственной системе. Менялась государственная машина, менялось всё вокруг. Эти перемены не могли не коснуться и церкви. Храм пережил столько потрясений, что даже удивительно, как он устоял.

В первой половине 20-х годов, по свидетельству старожилов, священник Николай Кудрявцев и группа станичников были расстреляны большевиками в овраге за станицей. Только через 3-4 дня власти разрешили похоронить всех на местном кладбище.

Официально храм не закрывался, но чинилось множество препятствий для нормальной жизни храма. Люди стали бояться открыто крестить детей, венчаться.

В тридцатые годы, когда прошла коллективизация и раскулачивание, натиск на церковь усилился. Со слов старожилов следует. Что в самом конце 30-х годов (большинство опрошенных называют 1939 год), варварски была разрушена прекрасная колокольня, купол; всё безжалостно сбрасывалось на землю, даже иконы были выброшены из окон.

В 40-е годы притязания к церкви несколько стихли. В годы войны богослужение велось в сторожке. Некоторые информаторы утверждают, что со стороны оккупантов не чинилось насилия по отношению к церкви, и иногда некоторые из них даже заходили во время богослужения, чтобы поставить свечи.

Несмотря на притеснения, люди в церковь ходили активно. После 1945 года число прихожан увеличилось. Чаще совершались обряды бракосочетания, крещения детей.

С 1948 по1954 годы в храме проводились богослужения. После 1954 года храм стали использовать не по назначению. В нем стали хранить колхозное зерно и даже поставили ручную машину для очистки зерна, но при этом церковь продолжала служить.

В конце 50-х годов в храме сделали спортивный зал, где проводились уроки физкультуры.

В начале 60-х годов всё церковное имущество было перевезено в частный дом, оборудованный под церковь, но и там церковь пробыла не долго. Вскоре в этом здании открыли стардом. А в здании храма 9 мая 1963 года начал действовал Дом культуры. Акустика была плохой, кино смотрели практически не разбирая слов. Существование кинотеатра и Дома культуры продолжалось более 30 лет. Во время перестройки здания был ликвидирован левый придел, к правому приделу пристроено удлинённое помещение, именуемое фойе, что изменило правильную форму храма.

В конце 80-х годов стало меняться отношение к кино: у населения появилось достаточно телевизоров, посещаемость кинотеатра сокращалась с каждым днём.

В начале 90-х годов люди вообще перестали ходить в кинотеатр. Здание было совсем заброшенным, обветшало, приобрело унылый запустелый вид и, как немой укор людской жестокости, несколько лет простояло бездейственно, подвергаясь разграблению и надругательствам. Среди населения стали распространяться слухи о том, что в сельском совете решается вопрос о разрушении храма. Среди населения сразу же появились инициаторы восстановления храма. Наибольшей активностью отличилась Игнатенко Елена. Она обратилась к учителю физики Рубилкину Владимиру Владимировичу о написании прошения в Райсполком о том, чтобы не позволили разрушить храм. Прошение было послано и вскоре был получен положительный ответ. На добровольные пожертвования станичников началось восстановление храма. Огромную физическую помощь в работе оказал отец Пётр, который вне храма организовал богослужение. На восстановлении здания постоянно трудились Самойленко Мария Герасимовна, Варанкина Маргарита Семёновна, Кузнецова Ольга Савельевна, Худякова Надежда Гавриловна, Мосиенко Вера Дмитриевна. Без мужских рук на стройке не обойтись. Здесь особой благодарности заслуживает Долгов Иван Васильевич, который прекрасно сделал алтарь, окна и многую другую работу. С ним трудились Мосиенко Николай Константинович, Кузнецов Владимир Иванович. Выйдя на пенсию, Рубилкина Мария Никитична стала активной участницей восстановительных работ и пела в церковном хоре.
Большую организаторскую работу проводил первый настоятель нового храма отец Александр, который собирал по крупице первое имущество храма. Открытие и освещение храма состоялось 19 декабря 1998 года. Служба в храме велась нерегулярно. В основном по будничным дням, потому что у отца Александра был свой приход. Затем в 2000 году в течение 6 месяцев служил отец Виталий Кожевников. С ноября 2001 года – отец Владимир Удовенко, при котором был восстановлен левый придел. С зимы 2003 года служил отец Евгений Удовенко, при котором был восстановлен купол на церкви. Затем, очень быстро сменяясь, служили отец Антоний и отец Пётр. С августа 2005 года настоятелем храма являлся отец Михаил Татаринцев.

Сведения собраны пенсионеркой (учителем истории)

Ищенко Надеждой Алексеевной,

проживающей в станице Бесленеевской,

улица Дружбы 32, телефон 6-67-49.

Свято-Никольский храм

 

СОСТАВ КЛИРА:

Настоятель — иерей Андрей Николаевич Кравченко

e-mail [email protected]

 

ИСТОРИЯ ХРАМА:

В станице Сторожевой была Николаевская церковь, но многие годы она оставалась «приписной», то есть не имела своего священника, а священник из другого храма должен был приезжать и проводить в ней службы. В первой половине 1960-х годов здесь появился свой священник Михаил Белогудов, однако в 1965 г. церковь вновь стала приписной, в данном случае – к молитвенному дому станицы Зеленчукской. Настоятель храма в Зеленчукской священник Петр Козырь иногда приезжал в Сторожевую для проведения служб, но это было редко и прихожане писали жалобы уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви по Ставропольскому краю с просьбой прислать им постоянного священника. В 1967‑1969 гг. Николаевская церковь была приписана к молитвенному дому другой станицы – на этот раз Кардоникской. Однако его настоятелю, иеромонаху Николаю ‑ человеку болезненному и занятому ‑ было трудно ездить в станицу Сторожевую. Верующие писали просьбы в Ставропольское епархиальное управление. Наконец, в 1970 г. в станицу был прислан священник Никифор Тарасенко. Отец Никифор был командирован в станицу временно, и мы находим в архивных материалах Совета просьбы жителей оставить им этого священника на постоянной основе. В случае невозможности этого – прислать к ним священника Михаила Белогудова.

Храм построен в 1988 году жителями ст. Сторожевой под руководством протоиерея Петра Козыря на месте здания, в котором был устроен молитвенный дом. Примечательно, что стены и крышу нового храма возводили вокруг молитвенного дома, в котором до последнего совершались все положенные богослужения, а также молебствия об успехе строительства. Престол в честь Казанской иконы Божией Матери был устроен в связи с передачей антиминса из горевшего храма с. Марухи. Во дворе храма построен дом для священника, а также крестильное помещение и просфорня.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

У храма два престольных праздника:

День памяти святителя Николая Чудотворца, 22 мая и

День памяти Казанской иконы Божией Матери, 21 июля.

СВЯТЫНИ ХРАМА:

Старинная икона свт. Николая Чудотворца, выкупленная в букинистическом магазине и подаренная храму. Чудотворная икона «Споручница грешных», на которой несколько раз на Пасху менялся цвет облачения с синего на красный. Многие другие иконы храма были принесены станичниками, сохранившими их после разрушения первого станичного храма, устроенного еще при основании станицы.

[email protected]
8(87878) 3-61-01 или 8 928 301 98 08
http://blagoug.ru/
Адрес:
369160, Зеленчукский район, станица Сторожевая, улица Красноармейская 96
Идет загрузка ...

 

 

Церковь Николая Чудотворца (Таганрог) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Храм святителя Николая Чудотворца — православный храм Таганрогского благочиния Ростовской и Новочеркасской епархии (церковь Николая Чудотворца в Таганроге). Храм расположен в городе Таганроге, Ростовской области (ул. Шевченко, д. 28). Главная святыня — мощи святого Павла Таганрогского.

В 1777 году главнокомандующий Азовской флотилией и Таганрогским портом контр-адмирал Федор Алексеевич Клокачев ходатайствовал к архиепископу Славенскому Евгению позволить постройку храма во имя Святителя Николая в «морских кварталах» Таганрога.

В 1778 году церковь была уже освящена, а вскоре он был определен как соборный до постройки Успенского собора. Первым настоятелем был назначен священник из Воронежской Епархии Исидор Ляхницкий. По легенде место для храма было выбрано в том самом месте, где стояла палатка Петра Великого, когда он в первый раз прибыл на Таганий Рог и делал в море промеры. Храм был построен моряками, и прихожанами его были преимущественно рыбаки.

В 1844 году была установлена новая деревянная колокольня. В 1865 году староста храма Смирнов ходатайствовал перед городским управлением о безвозмездном выделении земли для постройки дома, в котором помещалась бы школа и квартира причта.

В 1845 году к храму была пристроена 3-ярусная кирпичная колокольня во имя святой великомученицы Параскевы и благоустроена прилегающая территория. Позже к приделу пристроили трапезную. В архитектурно-художественном отношении здание нынче представляет собой типичную приходскую церковь, выстроенную по классическим канонам. Колокольня и трапезная выполнены с деталями в стиле ампир.

Во время Крымской Войны 1855 — 1856 годов, 22 мая 1855 года Таганрог подвергся артиллерийскому обстрелу о чём остались свидетельства в виде застрявших бомб в северной стене Свято-Никольского храма.

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году деревянная часть церкви полностью сгорела. В 1957 году верхние ярусы колокольни были взорваны. При государственном финансировании была восстановлена в 1990-х годах стараниями настоятеля Александра Фёдоровича Клюнкова и при содействии старосты Анны Николаевны Сысуевой, по проекту СК ДП «Спецреставрация».

Херсонесский туманный колокол[править | править код]

Табличка на колоколе гласит:

Колокол отлит в Таганроге в 1778 году из турецких пушек, взятых в качестве трофея. На нем изображены покровители моряков — св. Николай и св. Фока. После Крымской войны был вывезен в Париж, где находился до 1913 года. Во время непогоды использовался как сигнальный колокол.

В 1803 году, по указу императора Александра I, колокол был отправлен в Севастополь и предназначался для строящейся церкви Святого Николая. После Крымской войны 1853—1856 годах союзные войска Англии и Франции вывезли колокол из Севастополя в числе трофеев. Возвращение колокола состоялось 23 ноября 1913 года при большом стечении народа и сопровождалось торжественным Крестным ходом.

Никольский собор (Нижний Новгород) — Википедия

Приход церкви во имя святителя и чудотворца Николая и святой мученицы Татианы (Никольский собор) — первый[1] православный приход в Автозаводском районе Нижнего Новгорода.

В состав прихода входят: действующая церковь в честь святой мученицы Татианы, строящийся каменный пятипрестольный собор с главным престолом в честь святителя Николая Чудотворца, православный просветительский центр в честь святителя Николая.

По своей архитектуре храм похож на Преображенский собор Дивеевского монастыря.[2] Отличительными особенностями являются пристрои: часовня, колокольня, большое многоступенчатое крыльцо.[2] В нижнем уровне храма планируется разместить: крестильню, трапезную на сто человек, конференц-зал, воскресную школу, библиотеку, архиерейскую и священническую ризницы.[2] Верхнее храмовое помещение рассчитано на три тысячи человек, большой алтарь планируется сделать трехпрестольным.[2] Для перемещения между верхним и нижним этажами предусмотрен лифт для инвалидов.[2]

Строительство началось в 1999 году, 21 августа состоялось торжественное освящение места закладки будущего храма с воздвижением креста.[2] Строительство велось на пожертвования жителей Автозаводского района, но из-за недостатка средств вскоре было заморожено.[2]

В мае 2006 года о решении архиепископа Георгия возобновить строительство храма сообщил прихожанам глава администрации Автозаводского района Владимир Солдатенков.[1] В июне благодаря фонду «Вольное Дело» строительные работы были возобновлены[2], а в июле — открыт сбор пожертвований[3]. В августе приступили к укладке кирпича.[2] К декабрю 2007 года строительство продвинулось с 7 до 21 метра.[2]

Архиепископ Георгий так охарактеризовал возобновление строительства[2]:

Сегодня у нас самая большая стройка идет в Автозаводском районе. Мы возводим новый храм святителя Николая Чудотворца, и это не просто храм, а огромный собор высотой 68 метров. Храмы таких размеров у нас на Руси за последние 100 лет не строились, и мы, может быть, не дерзнули бы его таким начинать, но по молитвам и трудами приснопамятного митрополита Николая был заложен именно такой храм, поэтому мы продолжаем строительство и уже подходим под крышу. Теперь нужно молиться, чтобы Господь дал нам силы и духовные, и телесные, дар разумения, а также послал нам помощников, добрых людей, благотворителей, попечителей, чтобы всем миром завершить это непростое, многотрудное дело.

В 2010 году сообщалось, что мастерская «Ковчег» ведёт работу над иконостасами двух соборов: в честь Святителя Николая и в честь Воскресения Христова в Дзержинске.[4]

По состоянию на 2011 год собор еще не был отделан внутри, но в летний период в нем уже совершались богослужения.[5] В августе 2012 года колокола были установлены на колокольню собора, а 6 сентября митрополит Георгий освятил их с подъёмника.[6] К зиме была смонтирована система отопления.[7]

28 октября 2012 года был освящен деревянный резной крест, являющийся точной копией Пуреховского животворящего древа, подаренного нижегородцам князем Дмитрием Пожарским.[7] 19 декабря митрополит Георгий освятил 24 иконы, специально написанных для иконостаса Никольского собора.[8]

10 ноября 2017 года освящен придел в честь священномученика Лаврентия (Князева), епископа Балахнинского. Чин Великого освящения возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Правящему архиерею сослужил викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия.[9]

Церковь в честь святой мученицы Татианы[править | править код]

Деревянная однопрестольная церковь в честь святой мученицы Татианы.[10] Строительство велось во время Великого поста[11] и было завершено к Пасхе 1998 года.[10] Храм вмещает до 400 человек.

Впервые идея о сооружении церкви в центре Автозаводского района возникла среди небольшой группы верующих еще в 1992 году.[11] Община была зарегистрирована в декабре 1994 года, первой старостой была выбрана Мария Степановна Пыпина.[2]Приход был организован в 1996 году.[10] На следующий год общине было передано здание детского сада, в котором стали совершаться службы и требы. Позднее в этом помещении была организована домовая церковь в честь преподобного Серафима Саровского.[10]

В 1998 году был построен деревянный храм святой мученицы Татианы. В этом же году общине было передано недостроенное здание кинотеатра «Север», которое было переоборудовано в Автозаводский православный центр.[10] Первым настоятелем стал игумен Иннокентий (Самылкин).[11]

К 2004 году клир насчитывал 6 священников и 2 диакона.[11] Настоятелем был митрофорный протоиерей Николай Быков.[11]

При приходе действует православный просветительский центр «Свято-Никольский» в честь святителя Николая и воскресная школа.[10][12]

С 2005 года община несёт попечение о больничном храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», расположенном в наркологической больнице.[13] А в 2010 году в приходе начал работу консультационный пункт для людей с наркотической и алкогольной зависимостью.[14]

1 сентября 2012 года вышел первый номер еженедельной газеты «Никольский вестник».[15]

До 2012 года приход входил в состав III Нижегородского благочиннического округа Нижегородской и Арзамасской епархии. После создания Нижегородской митрополии был включен в состав Автозаводского благочиннического округа.

  1. 1 2 Десять лет исполнилось первому православному приходу Автозаводского района (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (22 мая 2006). Дата обращения 18 декабря 2010.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Крапивина, Людмила Великое дело «Вольного Дела» (неопр.) (11 декабря 2007). Дата обращения 18 декабря 2010.
  3. ↑ Открыт сбор пожертвований на строительство церкви в Автозаводском районе Нижнего Новгорода (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (14 июля 2006). Дата обращения 19 декабря 2010.
  4. ↑ «Ковчег спасения» Алексея Анциферова (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (16 февраля 2010). Дата обращения 18 декабря 2010. Архивировано 28 февраля 2012 года.
  5. Романов, Дмитрий 19 декабря - день памяти святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских (неопр.). Нижегородская епархия (19 декабря 2011). Дата обращения 24 декабря 2011.
  6. ↑ Митрополит Георгий освятил колокола Никольского собора в Автозаводском районе (фото), Нижегородская митрополия, 6 сентября 2012 года
  7. 1 2 В Никольском соборе Нижнего Новгорода освящен деревянный резной крест, Нижегородская митрополия, 30 октября 2012 года
  8. ↑ Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Никольском соборе Нижнего Новгорода, Нижегородская митрополия, 19 декабря 2012 года
  9. Андрея Рукавишникова. В Никольском соборе Нижнего Новгорода освящен придел в честь священномученика Лаврентия, епископа Балахнинского (неопр.). nne.ru. Нижегородская митрополия (10 ноября 2017). Дата обращения 7 января 2018.
  10. 1 2 3 4 5 6 Храм святой Татианы (неопр.). Приходы Нижнего Новгорода. Нижегородская и Арзамасская епархия. Дата обращения 18 декабря 2010.
  11. 1 2 3 4 5 Курганова, Марина 6 лет первому храму Автозаводского района (неопр.). Нижегородские епархиальные ведомости (26 апреля 2004). Дата обращения 18 декабря 2010.
  12. ↑ Просветительский центр открыт ранее 2004 года. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Указ № 3 от 20 января 2004 года (неопр.). Дата обращения 18 декабря 2010.
  13. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Распоряжение № 110 от 5 октября 2005 года (неопр.). Дата обращения 19 декабря 2010.
  14. Крапивина, Людмила В культурно-просветительском центре «Свято-Никольский» открылся консультационный пункт для людей с наркотической и алкогольной зависимостью (фото) (неопр.). Нижегородская и Арзамасская епархия (23 ноября 2010). Дата обращения 18 декабря 2010.
  15. ↑ Вышел первый номер еженедельной газеты «Никольский вестник», Нижегородская митрополия, 3 сентября 2012 года
  • Храм святой Татианы (неопр.). Приходы Нижнего Новгорода. Нижегородская и Арзамасская епархия. Дата обращения 18 декабря 2010.

Свято-Никольский храм (Екатеринбург) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Свято-Никольская церковь (Церковь Николая Чудотворца) — православный храм, находящийся в городе Екатеринбург.

Никольская церковь была построена в 1877 году в Екатеринбурге на средства коллежского советника М. А. Нурова и находится в юрисдикции Екатеринбургской и Верхотурской епархии Русской православной церкви.

В 1920 году православный приход был закрыт. после чего перестроен. В 1924 г. церковь была приспособлена для конторских служб. В скором времени, в храм принадлежал горному университету.

При храме работает молодёжный клуб. На первом этаже расположен баптистерий, а также помещения кафедры теологии горного университета

Церковь входила в комплекс Нуровского сиротского приюта, находившегося вблизи Щепной площади (Дровяной площади), граничившего с Ново-Тихвинским монастырём, Женским епархиальным, Духовным мужским училищами и 2-й женской гимназией. В каждом из них имелись свои домовые церкви с колокольнями. Вместе они формировали образ площади, в котором доминировал Александро-Невский собор Ново-Тихвинского монастыря. Кроме этого размещённые с трёх сторон площади учебные заведения определяли эту часть города как средоточие образовательных учреждений и культуры города. В настоящее время церковь западной стороной примыкает к современному зданию, замыкающему угол улиц Куйбышева и Хохрякова. Её южный фасад расположен по красной линии улицы Куйбышева. Напротив церкви расположено здание второй женской гимназии. Двухэтажная церковь имеет пятигранную апсиду, ширина которой меньше основного объёма. Одинаковая композиция южного и северного фасадов определена ритмично расположенными окнами и горизонтальными членениями поэтажных карнизов и подоконных тяг, охватывающими здание со всех сторон. Вертикальные членения образованы лопатками по углам и между окон основного объёма. Окна первого этажа имеют лучковые завершения, окна второго — арочные. Южный фасад имеет декоративные убранства, которые дополняют основные композиционные членения. Лопатки на уровне первого этажа обработаны рустом, на уровне второго — каннелюрами. Карниз второго этажа дополнен аркатурой, а межэтажный пояс — профилированными контррельефами. Двери и окна первого этажа оформлены пилястрами и килевидными профилированными арочками. Планировка этажей одинакова. По продольной оси расположены притвор, входной тамбур с лестницей, прямоугольный, вытянутый с запада на восток собственно храм и пятигранный алтарь. Сохранились фрагменты и детали первоначального интерьера — лестница с ажурным ограждением в виде кованой решетки, угловая печь, облицованная кафелем с орнаментированным карнизом. Потолки помещений первого этажа оформлены тонкими филёнками. Стены помещений второго этажа завершены профилированным карнизом, потолки имеют филёнчатую разделку, включающую лепные растительные орнаменты. Церковь представляет собой памятник архитектуры Екатеринбурга последней трети XIX века, выполненный в формах эклектики[1].

Свято-Никольский храм (Незнамово) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Свято-Никольский храм — православный храм в селе Незнамово, Старооскольского городского округа, Белгородской области.

Наиболее вероятными датами постройки являются 1903 и 1904 гг. Первая дата встречается в «Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 год», вторая — в Клировых ведомостях за 1916 год по Первому благочинническому округу. По данным этого же документа, в 1905 году приход посетил архиерей, с этого же года хранятся исповедальные рукописи. О том, что храм построен в 1904 году на пожертвования прихожан, говорится и в одном из прошений на имя архиепископа Питирима, написанного в 1944 году. Кроме этого, необходимо заметить, что общепринятой датой постройки храма считается 1895 год, который обозначен на левом фасаде здания. Документально данный факт не подтвержден, можно предположить, что обозначенный год является началом строительства храма или завершением строительства фасада[1].

Официальная кампания по закрытию церкви была начата 5 июня 1940 года, а уже 18 июня того же года секретарем исполкома Облсовета было подписано постановление о закрытии Никольской церкви в селе Незнамово.

В церковном здании после закрытия храма в период с 1938 по 1942 годы располагались склад для хранения зерна и склад сельпо.

В период оккупации верующие сумели получить разрешение у немецких властей на открытие храма. Позже в письме к архиепископу Иннокентию, написанному прихожанами Никольского храма в феврале 1953 года, говорится, что храм до 1942 года находился полностью в ведении колхоза, богослужения начались с 1943 года.

В послевоенные годы предпринимались неоднократные попытки закрыть приход, но храм остался действующим.

19 мая 2004 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном был освящен закладной камень на месте строительства часовни. 27 ноября 2005 года на неё были водружены купол и крест. 6 ноября 2006 года состоялось освящение часовни архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.

В течение двух лет (2008—2009 гг.) был произведён капитальный ремонт кровли и куполов храма с полной заменой покрытия. На куполах были установлены позолоченные кресты.


Смотрите также